Ле Гуин писала и продолжает писать нефантастические романы, и стихи, и детские книги, и эссе о литературе, однако наибольшую известность она заслужила как автор романов и повестей в жанрах научной фантастики и фэнтези. Книги Ле Гуин отмечены интересом к конфликтам и взаимодействию разных культур, даосизму, анархизму, психологическим и социальным темам. В более поздних работах она обращается к феминистским темам. Она является одним из наиболее авторитетных фантастов, обладательницей нескольких высших наград в области научной фантастики и фэнтези (Хьюго, Небьюла).
Биография
Родилась в 1929 году в Беркли, штат Калифорния, в семье известного антрополога Альфреда Крёбера и писательницы Теодоры Крёбер. Первый рассказ написала в возрасте 11 лет (журнал Astounding Science Fiction вернул рассказ автору, отказавшись печатать его). Обучалась в Гарвардском университете, в магистратуре Колумбийского университета, специализировалась на средневековой романской литературе. Во время работы во Франции познакомилась с историком Шарлем Ле Гуином, за которого вышла замуж в 1953 году. Ранние вещи, действие которых происходит в вымышленной центральноевропейской стране, не принадлежат жанру фантастики и не опубликованы, но многие из них оказали влияние на более поздний сборник рассказов «Орсинийские истории» и роман «Малафрена». Начиная с ранних шестидесятых, Ле Гуин регулярно публикует фантастические рассказы и повести. Известность приходит к ней в 1969 с выходом романа «Левая рука тьмы», который получил обе высших премии англоязычной фантастики — «Хьюго» и «Небьюла».
У Ле Гуин две дочери и сын. С 1958 г. проживает в городе Портленд, штат Орегон.
Творчество
Ле Гуин отличается от других писателей-фантастов прежде всего более гуманитарным уклоном, акцентом на социологию и антропологию. Это особенно заметно в научно-фантастических книгах так называемого Хайнского цикла, объединенных темой культурного взаимодействия планет далекого будущего. Наиболее показателен в этом отношении роман «Обделённые», снабженный подзаголовком «Неоднозначная утопия» и повествующий о культуре, основанной на анархизме.
Несмотря на фантастические детали, книги Ле Гуин — всегда о человеке. Романы Хайнского цикла рассказывают о конфликтах, взаимодействии и взаимопроникновении отличающихся друг от друга культур. Зачастую эти культуры отмечены необычными, порой экзотическими чертами, и обыгрывая эту необычность, автор говорит нам о какой-то стороне нашей собственной культуры. Как пример можно привести глубокое исследование влияния пола на личность, жизнь и восприятие человека в книге «Левая рука Тьмы», герой которой — человек на планете, жители которой могут менять пол.
Миры Ле Гуин, убедительные в мельчайших деталях, населены персонажами, главное в которых — их неизменно человеческие черты. В отличие от многих других авторов фантастики, цель, к которой направлены сюжеты её книг, часто находится внутри героя — это взросление, преодоление себя, познание или вхождение в другую культуру, отыскание в себе ответа на какой-то вопрос, а не какое-то свершение или преобразование мира вне самих себя.
Так, например, рассказы трилогии о Земноморье — «Волшебник Земноморья» (1968), «Гробницы Атуана» (1971) и «Самый дальний берег» (1972) — ставшие классикой фэнтези, могут быть прочитаны как притчи о взрослении, о встрече с иным, о жизни и смерти и мире с самим собой.
Библиография
Цикл о Земноморье
Повести
«Волшебник Земноморья» (A Wizard of Earthsea), 1968
«Гробницы Атуана» (Tombs of Atuan), 1971
«На далёком берегу» (The Farthest Shore), 1972 (отмечен национальной книжной премией США)
«Техану» (Tehanu), 1990 (отмечен премией «Небьюла»)
«На иных ветрах» (The Other Wind), 2001
Рассказы
«Освобождающее заклятье» (The Word of Unbinding), 1975
«Правило имен» (The Rule of Names), 1975
Сборник «Земноморские рассказы» (Tales from Earthsea), 2001
Экранизации
«Волшебник Земноморья» — игровой фильм, США, 2004
«Сказания Земноморья» — аниме студии «Гибли» (Горо Миядзаки), 2006
Хайнский цикл (НФ)
Повести
«Планета Роканнона» (Rocannon’s World), 1966
«Планета изгнания» (Planet of Exile), 1966
«Город иллюзий» (City of Illusions), 1967
«Левая рука тьмы» (The Left Hand of Darkness), 1969 (отмечен премиями «Хьюго» и «Небьюла»)
«Обделённые» (The Dispossessed: An Ambiguous Utopia), 1974 отмечен премиями «Хьюго» и «Небьюла»)
«Слово для леса и мира одно» (The Word for World is Forest), 1976 (отмечен премией «Хьюго»)
«Глаз цапли» (The Eye of the Heron), 1978 (по словам автора, повесть может быть частью Хейнского цикла).
«Толкователи» (The Telling), 2000
Рассказы
Сборник «Четыре пути к прощению» (Four Ways to Forgiveness), 1995
Сборник «День рождения мира» (The Birthday of the World), 2002
Другая проза
Повести
«Резец небесный» (The Lathe of Heaven), 1971
«Малафрена» (Malafrena), 1979
«Порог» (The Beginning Place), 1980
«Всегда возвращаясь домой» (Always Coming Home), 1985
«Дары» (Gifts), 2004
«Голоса» (Voices), 2006
Сборники рассказов
«Двенадцать румбов ветра» (The Wind’s Twelve Quarters), 1975
«Рассказы об Орсинии» (Orsinian Tales), 1976
«Роза ветров» (The Compass Rose), 1982
«Девчонки бизонов, и другие духи животных» (Buffalo Gals, and Other Animal Presences), 1987
«Морская дорога» (Searoad), 1991
«Рыбак из Внутриморья» (A Fisherman of the Inland Sea), 1994
«Отомкнуть воздух» (Unlocking the Air and Other Stories), 1996
«Смена миров»(Changing Planes), 2003
Детские книги
Кошкокрылые
«Кошкокрылые» (Catwings), 1988
«Кошкокрылые возвращаются» (Catwings Return), 1989
«Чудесный Александр и Кошкокрылые» (Wonderful Alexander and the Catwings), 1994
«Как Джейн осталась одна» (Jane on Her Own), 1999
Другие
«Далеко-далеко отовсюду» (Very Far Away from Anywhere Else), 1976
«Уха» (Fish Soup), 1992
«На рыжей кобыле» (A Ride on the Red Mare’s Back), 1992
Критика, эссе etc
«Язык ночи» (The Language of the Night), 1979, 1992
«Танцы на краю мира» (Dancing at the Edge of the World), 1989
«Штурвал ремесла» (Steering the Craft), 1998 (about writing)
«Мысленная Волна» (The Wave in the Mind), 2004
Поэзия
«Дикий овес и огнецветы» (Wild Oats and Fireweed), 1988
«„Выходной с павлинами“ и другие стихотворения» (Going Out with Peacocks and Other Poems), 1994
Переводы
«Дао Дэ Цзин», перевод и комментарии, 1997
Анхелика Городишер. «Кальпа Империи». Перевод с исп. (Kalpa Imperial), 2003
Габриэла Мистраль. Избранное. Перевод с исп. (Selected Poems of Gabriela Mistral).
Афоризмы
Гость, как рыба, - на четвёртый день начинает вонять.
Члены экипажа пробрались по стыковочной трубе, словно беспокойные сперматозоиды, пытающиеся оплодотворить Вселенную.
Плакать не стыдно, плакать страшно.