Дарвинизм — по имени английского натуралиста Чарлза Дарвина — в узком смысле — направление эволюционной мысли, приверженцы которого вслед за Дарвином традиционно придают большое значение естественному отбору как одному из факторов эволюции.
В широком смысле нередко употребляется для обозначения эволюционной теории или эволюционной биологии в целом.
Придумавший этот термин Альфред Рассел Уоллес противопоставлял его ламаркизму (приверженцы которого считают, что главную роль в эволюции играют прямое приспособление к условиям окружающей среды и / или заложенное в организмах врожденное стремление к прогрессу).
Дарвинизм подвергается критике со стороны ряда представителей религий , поскольку с религиозной точки зрения - телесная природа человека есть творение божье и неизменнa. Кроме того, дарвинизм обьясняет происхождение человека длительной эволюцией, а это идёт вразрез со сравнительно недавним образованием мира, согласно буквальному прочтению канонических текстов авраамических религий. Вместе с тем, в католичестве специальной папской энцикликой признано, что теория эволюции в целом верно трактует вопрос о происхождении тела человека.
В настоящий момент, хотя теория эволюции в научном мире общепринята, креационисты пытаются оспаривать её. Главные аргументы против эволюции (отсутствие переходных форм, большая сложность биологических структур и невозможность их формирования за счет накопления малых случайных изменений, «вредность» мутаций)[1] были сформулированы еще в конце XIX — начале XX веков и с тех пор практически не подверглись значительной модификации. По мнению ученых-эволюционистов, аргументы креационистов основаны на поверхностном знании основ химии, физики, геологии и биологии, а также превратном понимании большинства понятий эволюционной биологии и игнорировании научных достижений последного времени.
Перенос представлений о борьбе за существование и естественном отборе на область социальных отношений получил название социального дарвинизма.